ТОГУ -высшее образование и трудоустройство:собеседование,эссе,резюме -образцы для устройства на работу;карты России,Москвы,Петербурга;Киева,Минска... Русский Китайский Японский Английский Корейский
Архивная версия официального сайта Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск 2014.
 
Наш адрес: 680035, Хабаровский край,
г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
   

Председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО,
ректор Тихоокеанского государственного университета
доктор технических наук, профессор Сергей ИВАНЧЕНКО:

«ЕСТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ ВОШЕЛ В ЧИСЛО НАИБОЛЕЕ «ОЦИФРОВАННЫХ» РЕГИОНОВ РОССИИ»

В конце декабря 2009 года под председательством Президента России Дмитрия Медведева состоялось заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества. В ходе его проведения было особо отмечено, что разработка и внедрение стратегических информационных технологий является для нашей страны одним из важнейших приоритетов.

О значимости для экономики региона этого направления технологического развития и роли, которую играют дальневосточные вузы в реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, рассказал ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко.

– Сергей Николаевич, в Послании Президента России Федеральному собранию и на декабрьском заседании Госсовета особый акцент сделан на внедрение во все сферы жизни общества информационных технологий. Очевидно, мы подошли к историческому рубежу, за которым само развитие страны без них становится невозможным?

– В Послании Федеральному собранию Президент России обозначил пять приоритетных направлений модернизации экономики и технологического развития, ориентированных на реальные потребности людей: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Продвижение на всех направлениях глубокой модернизации страны, как и реализация концепции «электронного правительства», требуют ускоренного развития и внедрения, прежде всего, информационных технологий.

Это серьезный вызов не только для науки и образования, экономики и сферы услуг, но и для всего населения страны. Мы стоим на пороге кардинального изменения не только производственной деятельности во всех отраслях, но и стиля повседневной жизни, без чего развитие в XXI веке действительно невозможно. Причем изменения уже происходят, и примеров тому множество. Разве десять лет назад мы могли представить, как широко войдут в повседневную жизнь россиян мобильные телефоны? Сегодня ими пользуется все население страны – от детей до пенсионеров. Причем эти, ставшие привычными устройства, обеспечивают не только обычную коммуникацию граждан, но и выполняют массу других функций, зачастую конкурируя даже с персональными компьютерами.

– Видоизменяется и содержание профессий, традиционных для региона. Не только от инженеров, но и от рабочих требуется овладение новыми компетенциями…

– И это компетенции, все более связанные с информационными технологиями. Ведь сегодня техника в дорожном строительстве, энергетике, нефте– и газодобыче, лесной отрасли, обработке материалов – это автоматизированные рабочие места.

– Судя по всему, с учетом увеличения числа производителей и потребителей услуг в сфере информационных технологий, одна из важнейших задач для вузов – подготовка и переподготовка кадров в сфере информационных технологий?

– Это действительно узловая задача. Вот лишь некоторые цифры из аналитического исследования «ИТ-кадры в российской экономике», выполненного по заказу Минсвязи и массовых коммуникаций РФ. Выпуск специалистов по ИТ-специальностям в России составляет 69 тысяч в год, в 2012 году он возрастет до 85 тысяч. А ежегодные потребности рынка труда уже достигают 188 тысяч, и к 2012 году вырастут до 233 тысяч специалистов – при ориентации экономики России на сырьевой путь развития и до 550 тысяч – при переходе на инновационный путь. При этом в 2009 году ЕГЭ по информатике в России сдавали всего 67 тысяч выпускников школ. Словом, специалистов по информационным технологиям крайне недостаточно, особенно остро стоит проблема в нашем регионе. Чтобы решить ее, нужно многократно увеличить число ИТ-мотивированных школьников и студентов. А это требует повышения профессиональных знаний учителей, преподающих информатику, и общего уровня компьютерной грамотности всех педагогов в школах.

В современном обществе информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы деятельности: производство, управление, социальные услуги, культуру, массовые коммуникации. А значит, каждый должен стать как минимум квалифицированным ИТ-пользователем. Именно поэтому в перечне поручений, утвержденных Президентом в декабре по итогам заседания Госсовета, значится: обеспечить подготовку типовых обучающих программ, направленных на совершенствование навыков по использованию современных информационно-коммуникационных технологий гражданами России. Разумеется, все эти задачи невозможно решить без участия вузов.

Что касается подготовки ИТ-специалистов, то у вузов появляются новые возможности, а у общества – потребности в новых специальностях, например, связанных с различными направлениями компьютерного дизайна и графики, вплоть до моделирования одежды.

– Но ведь возможности вузов не ограничиваются лишь подготовкой ИТ-кадров?

– Роль вузов в информатизации общества в России очень велика, а порой уникальна. Даже в передовых странах АТР, например, Республике Корея, вузы по уровню «оцифровки» зачастую уступают промышленным корпорациям. В нашей стране сложилась более благоприятная ситуация: уровень развития информационных технологий в крупных вузах, наиболее продвинутых в этой сфере, выше, чем в среднем на предприятиях российской экономики. В их числе и Тихоокеанский государственный университет, имеющий мощный информационный комплекс. Наличие современной компьютерной базы, высокий уровень использования информационных технологий, производство собственного программного обеспечения позволяют нашему университету эффективно решать самые различные задачи, вплоть до создания совместно с Академией наук проблемных лабораторий по различным направлениям фундаментальных исследований.

Кстати, в конце 2009 года Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» опубликовал аналитический обзор «Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации», составленный на основе исследования 673 ведущих вузов. ТОГУ вошел в число 55 лучших вузов, получивших наибольшие баллы по всем направлениям использования АСУ, в том числе в научно-образовательной деятельности, административном управлении вузом, мониторинге учебных процессов, дистанционном обучении, информационно-библиотечном комплексе.

– Сергей Николаевич, на заседании Госсовета много говорилось о необходимости преодоления «цифрового» неравенства регионов. А какова ситуация в Хабаровском крае, прежде всего, по информатизации научно-образовательной сферы?

– Правительство Хабаровского края, краевое Министерство образования, Совет ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО уделяют этому вопросу приоритетное внимание. Работа ведется в рамках Национального проекта «Образование» и ряда федеральных и региональных целевых программ. Самое активное участие в их реализации принимает Тихоокеанский государственный университет. Благодаря современной технической и программной базе, созданной в ТОГУ, мы являемся исполнителями федеральных проектов, связанных с информатизацией научно-образовательной деятельности. Университетом разработана и поддерживается Хабаровская краевая образовательная информационная сеть (ХКОИС) учреждений образования и науки. В ней, наряду с общеобразовательными школами и структурами Министерства образования края, работают семь НИИ Дальневосточного отделения РАН и два вуза, всего же – более 320 крупных потребителей. ТОГУ является официальным представителем российских образовательных сетей RUNNet, RBNet на Дальнем Востоке. Через узел связи ТОГУ информационный поток международной сети GLORIAD распределяется по учреждениям науки и образования Дальневосточного региона.

Многие проблемы информатизации научно-образовательной среды в регионе мы решаем совместно с другими вузами. Совет ректоров координирует их усилия по все более широкому внедрению технологий дистанционного обучения. На территории Хабаровского края и ЕАО сформирована межвузовская информационно-библиотечная сеть в составе 13 вузовских библиотек, созданы общие базы данных, сводный электронный каталог. Интересные наработки имеются во многих вузах края. К примеру, в ДВГУПС накоплен опыт организации видеосвязи со своими филиалами, проведения видеоконференций.

– Руководством университета и Хабаровского краевого центра новых информационных технологий ТОГУ неоднократно отмечалось, что ХКОИС может работать не только в интересах Министерства образования, но и других ведомств региона…

– Безусловно, ведь эта сеть не имеет аналогов в Дальневосточном регионе. Помимо решения научно-образовательных задач, она является опорной ИТ-инфраструктурой, позволяет осуществить информатизацию населенных пунктов всего региона, обеспечить краевым ведомствам и учреждениям, органам муниципального самоуправления доступ к любым телекоммуникационным ресурсам. Так, Министерство культуры края с помощью ХКОИС может приступить к формированию единой сети библиотек края и «оцифровке» их ресурсов, что даст возможность читателям пользоваться ими с любого компьютера. И другие учреждения, например, музеи, архивы, а также региональные СМИ, нужно активнее выводить в виртуальное пространство. Сеть способна успешно работать в интересах учреждений здравоохранения, развивать такое перспективное направление, как теле-медицина. В целом же технические и программные ресурсы ХКОИС позволяют в несколько раз увеличить количество пользователей, что приведет к значительному снижению стоимости ИТ-услуг, сделает их доступными более широкому кругу потребителей. Все это будет способствовать формированию высокоэффективной среды межведомственного информационного взаимодействия на основе использования современных технологий.

Словом, у нас есть все необходимые условия и возможности, чтобы Хабаровский край, несмотря на его географическую удаленность, вошел в число наиболее «оцифрованных», передовых по внедрению информационных технологий регионов России.

Беседовал Александр Пасмурцев,
Пресс-центр ТОГУ.

 
Анкета
абитуриента
Преимущества
поступления
в ТОГУ
Задать вопрос администрации университета
Лицензия на образовательную деятельность ТОГУ Свидетельство о государственной аккредитации ТОГУ - Сертификат NQA на систему менеджмента качества ТОГУ - Научная библиотека ТОГУ - Важная информация
для абитуриентов!!!
- Научный журнал Вестник ТОГУ - Научный журнал Информатика и системы управления - Мой университет - Технополис - Дайджест ТОГУ -