ТОГУ -высшее образование и трудоустройство:собеседование,эссе,резюме -образцы для устройства на работу;карты России,Москвы,Петербурга;Киева,Минска... Русский Китайский Японский Английский Корейский
Архивная версия официального сайта Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск 2014.
 
Наш адрес: 680035, Хабаровский край,
г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
   
Иванченко Сергей Николаевич

Депутат Законодательной думы Хабаровского края,
председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО,
доктор технических наук, профессор Сергей ИВАНЧЕНКО:

«СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА
ИМЕЕТ ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ
ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

В Послании Федеральному собранию, с которым 12 ноября 2009 года обратился Президент РФ Дмитрий Медведев, и в ходе его встречи 15 декабря с руководством Российской академии наук были высказаны принципиально важные оценки состояния образования и науки в России, актуальные идеи об их значении в деле системной модернизации нашей страны.

О нынешних проблемах и достижениях в научно-образовательной сфере Дальнего Востока, о своем видении основных направлений ее перехода на инновационный путь развития рассказал председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, депутат Законодательной думы Хабаровского края, ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко.

– Сергей Николаевич, одна из проблем, которая в последние годы оказалась в центре дискуссий не только образовательного сообщества, но и, что вполне понятно, старшеклассников школ и их родителей, это проблема ЕГЭ. Какое отражение она нашла в деятельности возглавляемого вами Совета ректоров вузов региона?

– Проблемы государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учебных заведений постоянно находятся в поле зрения вузовской общественности, Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО. Как известно, с 2003-го по 2008 год в нашем регионе проходил эксперимент по проведению единого государственного экзамена, а в 2009 году он стал основной формой государственной итоговой аттестации для выпускников школ. Отношение научно-педагогической и родительской общественности к введению ЕГЭ, как известно, было неоднозначным. И на последнем по времени проведения, Девятом съезде Российского Совета ректоров подчеркивалось, что при всех положительных моментах введения единого госэкзамена, к оценке качества и уровня образования выпускников школ нужно подходить более комплексно. Кроме того, надо не просто фиксировать их состояние, но и делать более глубокие выводы из явно недостаточного уровня знаний, которые дает школа, прежде всего, по фундаментальным и классическим дисциплинам. А главное – разрабатывать и реализовать комплекс мер по оказанию вузами комплексной помощи школе в повышении уровня знаний учеников, прежде всего, по математике, физике, химии, астрономии, русскому языку и литературе.

Именно поэтому мы с особым вниманием отнеслись к идеям Президента России, прозвучавшим в его Послании Федеральному собранию. Как известно, он отметил необходимость в 2010 году, объявленном Годом Учителя, разработать и ввести новые требования к качеству школьного образования. При этом было заявлено, что Единый государственный экзамен останется основным, но не единственным способом проверки качества знаний: будут введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений каждого ученика, его компетенции и способностей. Об этом же говорилось на совещании по вопросам повышения эффективности ЕГЭ, которое Президент России провел 21 декабря.

Что касается помощи школам со стороны вузов, то в Хабаровском крае это давняя и прочная традиция. Мы хорошо осознаем, что сегодня без всесторонней помощи и поддержки со стороны вузов очень многие наши школы вряд ли смогут поспеть за стремительным развитием образовательных и информационных технологий, подготовить выпускников на уровне, необходимом для успешного продолжения ими образования в стенах университетов и институтов. Формы работы, применяемые в этом направлении вузами региона различны. Это и разнообразная профориентационная деятельность, в том числе кураторство над школами, и создание различных воскресных школ и курсов, где старшеклассники могут повысить свой уровень знаний по наиболее важным предметам. Один из примеров – работа Воскресной физико-математической школы, действующей под патронажем Факультета математического моделирования и процессов управления ТОГУ. Среди 180 ее слушателей – ученики старших классов школ Хабаровска и Хабаровского района, занятия с которыми проводят известные ученые институтов ДВО РАН, преподаватели нашего университета, доктора и кандидаты наук. Кроме того, именно представителями ТОГУ в настоящее время инициирована и проводится в краевом масштабе информационно-агитационная работа в средствах массовой информации, на телевидении. В ходе нее старшеклассникам и их родителям, а также учителям школ разъясняется необходимость сдачи выпускных единых государственных экзаменов по физике и химии, что позволит ребятам претендовать на бюджетные места в вузах, которые готовят специалистов инженерно-технического профиля, максимально востребованных на рынке труда.

– Формы работы такого рода – давняя традиция вузов. А что делается в Хабаровском крае с учетом необходимости самого широкого внедрения в процесс обучения современных информационных технологий?

– На уровне отдельных вузов и в масштабе всего Хабаровского края реализуется целый ряд интересных и важных информационных программ. Так, созданный в ТОГУ Хабаровский краевой центр новых информационных технологий (ХКЦНИТ), во взаимодействии с Министерством образования края осуществляет техническую поддержку и обеспечивает повседневную работу Хабаровской краевой образовательной информационной сети (ХКОИС). Эта сеть обеспечивает для 286 общеобразовательных школ, двух десятков пунктов системы межшкольных методических центров и ряда техникумов доступ к сети Интернет и образовательным ресурсам вузов края. Ведется работа по включению уже в ближайшее время в ХКОИС учреждений дополнительного образования детей, а также интернатов для детей-инвалидов. Кроме того, с целью формирования регионального образовательного контента и создания Интернет-площадок для образовательных телекоммуникационных проектов, сотрудниками ХКЦНИТ разработан образовательный портал «Пайдейя». Он ориентирован на учащихся учреждений общего и профессионального образования, преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, родителей и педагогическую общественность. На этом портале представлены и постоянно пополняются материалы для самостоятельной работы и самоконтроля учащихся и студентов, проблемные и дидактические материалы для учителей, специальные образовательные программы для олимпиад и конкурсов, заочных школ, домашнего обучения. За счет всего этого в значительной мере и создается база для последующих успехов молодых людей в процессе обучения в вузах, для их профессиональной и интеллектуальной самореализации.

Координируем мы на уровне Совета ректоров и усилия вузов по внедрению в процесс подготовки студентов разнообразных технологий дистанционного обучения (ТДО). Наибольшее распространение, к примеру, в Хабаровском крае получила модель интеграции очного и дистанционного обучения с использованием кейс-технологии, с формированием кейсов учебных материалов по различным предметам. Советом ректоров с учетом изучения передового опыта ряда вузов рекомендовано продолжить работу по совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса с использованием ТДО. Вопросы формирования единой информационной образовательной среды были рассмотрены на одном из заседаний Совета ректоров, причем работа объединенной телекоммуникационной комиссии, координирующей деятельность вузов в этой сфере, пока что признана неудовлетворительной. Технологии обучения на базе видеоконференций, интерактивного видео внедряются в учебный процесс еще недостаточно эффективно.

Важнейшим элементом единой образовательной среды должны стать вузовские библиотеки. С одной стороны, в последние годы в большинстве вузов проводится активная политика их компьютеризации, на территории Хабаровского края и ЕАО сформированы информационно-библиотечная сеть, в которую входят 13 вузовских библиотек, и общие базы данных, в том числе сводный электронный каталог. С другой стороны, необходимо работать в этом направлении еще более активно, подтягивать к уровню лучших по компьютеризации вузов все остальные. Кроме того, уже назрела необходимость создания в регионе единой вузовской электронной библиотеки.

– Если вернуться к проблеме ЕГЭ, то именно в 2009 году, после его введения в качестве обязательной формы государственной итоговой аттестации, наметился отток выпускников школ из региона в столичные вузы…

– В октябре 2009 года на заседании Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО были подведены итоги приемной кампании 2009 года в вузах региона. Из 5145 бюджетных мест, выделенных нашим вузам, заполнены студентами 5093 места. Часть бюджетных мест осталась вакантной в Хабаровском государственном институте искусств и культуры и Дальневосточной государственной академии физической культуры. Что касается Тихоокеанского государственного университета, то у нас план по заполнению бюджетных мест выполнен полностью. Всего на бюджетные места в ТОГУ в 2009 году приняты 1377 студентов: 1010 – на очное отделение, 231 – на заочное отделение, 136 – в магистратуру. В целом же, в сравнении со многими другими регионами Российской Федерации, в Хабаровском крае и Еврейской АО приемная кампания 2009 года прошла успешнее.

Но мы понимаем, что расслабляться не имеем права, ведь основные проблемы нас ждут впереди. В ближайшие годы количество выпускников школ в России, а значит и абитуриентов, существенно уменьшится. На декабрьском заседании Российского союза ректоров министр образования и науки Андрей Фурсенко высказал прогноз о двукратном сокращении студентов к 2011-2012 годам. В этих условиях конкуренция за абитуриентов между вузами неизбежна. Однако это должна быть добросовестная конкуренция, в основу которой положены интересы всего российского образовательного сообщества, а не только столичных вузов, куда, как мы убедились, в последнее время наблюдается отток ребят из регионов. Поэтому уже сейчас на государственном уровне необходимо предусмотреть разумные меры регулирования и стимулирования, исключающие чрезмерный отток абитуриентов из отдаленных регионов, прежде всего Дальнего Востока, в Европейскую часть России. В противном случае это не просто еще более обострит демографическую ситуацию в нашем регионе, но и может в среднесрочной перспективе вызвать стагнацию целых отраслей экономики. Ведь нередко вслед за детьми на запад уезжают и их родители.

Хочу в этой связи обратить внимание на последовательную политику, проводимую Советом ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО в вопросах проведения предметных олимпиад школьников. Понимая, что это один из наиболее эффективных механизмов поиска и отбора талантливой молодежи, мы последовательно добивались включения региональной олимпиады «Будущий абитуриент» в перечень олимпиад на 2009-2010 учебный год по восьми предметам. Мы неоднократно подчеркивали, что именно региональные предметные олимпиады являются одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих решить задачу общегосударственной важности по закреплению талантливой молодежи в Дальневосточном регионе. К сожалению, пока к нам не прислушались…

– Сергей Николаевич, что сегодня является наиболее важным в научно-образовательной политике государства? В частности, что применительно к сфере образования означает тезис Президента РФ о необходимости «поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»?

– В Послании Президента России названы исторические вызовы, которые встают перед страной в целом, и отечественными наукой и образованием в частности, сформулирован целый ряд новаторских идей. В XXI веке, как отметил Дмитрий Анатольевич, геополитические позиции России, благополучие нашей страны и ее граждан будут напрямую зависеть от успехов в развитии отечественного рынка инновационных идей, изобретений и открытий, от нашей способности находить и поощрять талантливых людей, воспитывать молодежь в духе гражданской активности, интеллектуальной свободы и творчества. Президент России обозначил пять приоритетных направлений модернизации экономики и технологического развития страны, ориентированных, прежде всего, на реальные потребности людей. В их числе – внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Думаю, каждому понятно, что достичь этих целей можно только за счет опережающего развития науки, разработки и внедрения инновационных технологий, за счет эффективной подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров для всех отраслей экономики.

– Очевидно, именно в связи с этим в целом ряде концептуальных документов Министерства образования и науки, опубликованных за последнее время, говорится о необходимости запуска с 2010 года крупномасштабных программ опережающего обучения и переобучения специалистов?

– Мы, представители образовательного сообщества, уже неоднократно подчеркивали, что в современном, предельно динамичном мире образование (среднее профессиональное, высшее, любое) не дается на всю жизнь. Сегодня необходимо внедрение в сознание каждого человека понимания того, что образование – это процесс непрерывного, пожизненного обучения и переобучения, причем, в идеале, не догоняющего, а опережающего развитие технологий. Это связано с тем, что современной экономике необходимы специалисты не с раз и навсегда данными профессиональными навыками, а способные приобретать все новые и новые компетенции инновационной направленности. И преимущественно – компетенции междисциплинарные и мультидисциплинарные.

Справиться со столь сложными и широкомасштабными задачами способны только вузы, сочетающие в своей деятельности принципы классического, фундаментального образования и активную инновационную деятельность, занимающиеся научно-исследовательской работой на уровне мировых стандартов, встроенные в региональную экономику. Современный университет должен готовить для страны интеллектуальную элиту, выполнять функции «социального лифта» для талантливых и трудолюбивых представителей всех слоев общества. Причем, как молодежи, так и людей более зрелого возраста, которые приходят к нам для получения второго образования или для совершенствования своих профессиональных знаний и навыков. К примеру, в ТОГУ на протяжении ряда лет эффективно осуществляется целый комплекс мероприятий по организации переподготовки и повышению квалификации специалистов различных отраслей экономики и педагогических работников, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий, дорожного строительства, транспорта и энергетики, экологии и природопользования, менеджмента и юриспруденции.

– Как известно, один из острых и злободневных вопрос сегодня – трудоустройство выпускников вузов. Что, по вашему мнению, необходимо делать на этом направлении?

– Прежде всего, внимательно отслеживать динамику процессов занятости на региональном рынке труда и оперативно вносить коррективы в перечни специальностей и направлений, по которым вузы готовят специалистов, расширять взаимодействие с предприятиями и организациями, объединяющими работодателей. Если в 90-годы мы готовили специалистов, сообразуясь со своими возможностями и запросами общества – прежде всего, абитуриентов и их родителей, то сегодня уже понятно, что без учета реальных потребностей рынка труда работать нельзя. Перепроизводство кадров по одним специальностям (в основном гуманитарным и экономическим) и дефицит по другим (инженерно-техническим, отчасти – педагогическим) заставляют существенно корректировать образовательную политику и на общегосударственном, и на региональном уровне.

Поэтому все более тесные контакты вузы устанавливают с организациями, представляющими интересы работодателей. Один из примеров – в декабре 2009 года в ТОГУ состоялся круглый стол на тему «Абитуриент (студент) – вуз – работодатель: целевая контрактная подготовка». В нем приняли участие руководители Министерства образования Хабаровского края, краевого Союза работодателей, ряда предприятий, организаций и банковских структур. Шел заинтересованный разговор, прежде всего о подготовке специалистов в сфере информационных технологий – отрасли, развивающейся сегодня наиболее стремительно. Выявлялись точки «нестыковки», к примеру, государственных образовательных стандартов и отраслевых профессиональных стандартов, намечались пути их преодоления. Впрочем, есть и повод для законной гордости, ведь университет давно и успешно взаимодействует с целым рядом отраслей промышленности, транспорта, предприятиями строительного комплекса. В ближайшее время мы планируем ряд мероприятий и на межвузовском уровне. Прежде всего, это касается подготовки совместного заседания Президиума Совета ректоров, Совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края и краевого Союза работодателей по теме «Стратегическое партнерство университетов и бизнес-сообщества». Мы прорабатываем целый ряд направлений деятельности в этой сфере. Необходимо, в частности, выработать нормативные документы по определению места бакалавров и магистров в профессиональных отраслевых стандартах и требованиях к специалистам различных квалификаций. Все это должно быть в центре внимания и при разработке государственных стандартов 3-го поколения.

– Сергей Николаевич, одним из актуальных проблем образовательной политики государства в последние годы становится укрупнение вузов. Вот и Президент России Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию остановился на этих вопросах, и даже заявил о необходимости преобразования большинства нынешних педагогических вузов в факультеты классических университетов. Насколько сами университеты готовы к этому?

– Во-первых, что касается «укрупнения». Это, с учетом целого ряда факторов (причем не только уже упомянутого сокращения числа абитуриентов), объективная потребность времени. Я полностью согласен с министром образования и науки, что тысяча вузов и две тысячи филиалов, даже для такой большой страны как наша, сегодня явный перебор. Прежде всего, потому что далеко не все они способны дать приемлемый уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов. И уж тем более несовместима с потребностями экономики в высокопрофессиональных кадрах сложившаяся в прежние годы система фактической покупки дипломов во всякого рода «полуподвальных» институтах и филиалах.

Крупные вузы имеют более весомые шансы не только выжить в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, но и ускоренно развиваться. Особенно это важно для развития инженерно-технических и естественнонаучных специальностей и формирования научных школ, пользующихся признанием в мировом университетском сообществе. Только крупный вуз способен аккумулировать средства для закупки современного оборудования и создания мощной лабораторно-исследовательской базы. Кроме того, такие вузы становятся естественным центром притяжения для профессорско-преподавательского состава, причем не только представителей отечественной науки, но и зарубежных светил. Кстати, не секрет, что сегодня многие преподаватели читают лекции, ведут семинары в нескольких вузах, как правило, небольших. Вот и представьте, сколько времени и сил в условиях большого города, а тем более мегаполиса, у них уходит на поездки. А если все эти мини-вузы соединить в один большой – какая экономия интеллектуальной энергии и времени получается. Плюс в вузе появляется возможность конкуренции между профессорами, скажем, читающими различные курсы лекций в магистратуре. Такая состязательность тоже будет способствовать повышению качества образования.

Во-вторых, что касается предложения Президента о вхождении педагогических вузов в состав классических университетов. От этого в итоге выиграют и те, и другие, не говоря уж о позитивном влиянии на всю систему школьного образования. Ведь классические университеты – это и признанные центры научно-инновационной деятельности. А школьный учитель в XXI веке по сути своей должен быть новатором. Только тогда удастся ликвидировать образовавшийся «провал» между уровнем подготовки выпускников школ и требованиями вузов к базовым знаниям ребят, приходящим на первый курс.

Но ведь не только педагогические вузы нужно подтягивать к высокому уровню классического и фундаментального образования! Сегодня не менее актуален этот вопрос и для различных узко-профильных вузов – к примеру, институтов культуры, даже для ряда медицинских вузов. И здесь очень поучителен опыт высокоразвитых зарубежных стран.

Когда я находился в командировке в Республике Корея, мне посчастливилось посетить госпиталь Святой Марии Католического университета и госпиталь Сеульского национального университета. В рейтинговом списке медучреждений страны они занимают, соответственно, пятое и третье места. Это – опыт, достойный применения и в системе отечественного высшего образования. Медицинское образование уже невозможно представить без современных технологий диагностики и лечения, без глубоких научных исследований. Все это требует развития медицины на стыке с физикой, химией, информационными технологиями. Не случайно в Московском государственном университете, который является эталоном для отечественных университетов, создается факультет фундаментальной медицины, для него строится самая современная клиника.

В-третьих, следующим закономерным этапом развития отечественной системы образования становится формирование университетских комплексов – мощных научно-образовательных кластеров, о необходимости которых я говорил еще несколько лет назад. Наиболее крупные, развитые в инновационно-технологическом и информационно-техническом плане университеты должны стать естественными центрами притяжения для большинства учебных заведений региона, в том числе общеобразовательных школ, для научных организаций, производственных предприятий и внедренческих бизнес-структур. Именно за счет таких технопарков, как мне представляется, будет сформирована комфортная среда для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня, о чем говорил Президент России в своем Послании Федеральному собранию.

– А как в этой связи вам видится судьба нынешних техникумов?

– Есть реальная возможность преобразовать их в технические колледжи, также входящие в структуру университетов и осуществляющие подготовку студентов по программе технического бакалавриата, что существенно повышает статус этих учебных заведений. Кроме того – позволяет им не только сохранить тесные связи с производством, но и обеспечить преподавателям более высокие статус и уровень оплаты труда, а также возможности заниматься научной и инновационной деятельностью. Одновременно мы сможем решить проблему подготовки высококвалифицированных технических кадров, своего рода рабочих-бакалавров для высокоинтеллектуальных, техноёмких производств, в чем очень нуждается экономика Дальневосточного региона, стремящаяся вырваться из тисков своей сырьевой направленности. Ведь альтернативой этой траектории трансформации техникумов уже в ближайшее время может стать, наоборот, понижение статуса многих из них до уровня профессионально-технических училищ.

– Сергей Николаевич, как вы не раз подчеркивали, образовательная сфера не является «вещью в себе», системой, существующей только для себя. Как вам видится ее сегодняшняя роль в решении всего комплекса задач инновационного развития и системной модернизации страны, на чем Президент России сделал особый акцент?

– Сегодня нашей экономике крайне необходимы точки роста. Ими в значительной мере могут и должны стать крупные региональные вузы, тем более упомянутые мною университетские комплексы. Прежде всего, те, в которых, как показывает опыт Тихоокеанского государственного университета, сосредоточены высоко профессиональные научные кадры, сформировались авторитетные научные школы, имеется мощная лабораторно-исследовательская, информационная и инновационно-внедренческая база, осуществляется подготовка инженерных кадров, значительная часть которых еще со студенческой скамьи вовлекается в процесс научной и инновационной деятельности. Именно такие вузы, имея глубокие традиции подготовки инженерно-технических кадров и устоявшиеся партнерские связи с производственными, транспортными и другими предприятиями региона, развивая международные контакты, становятся центром притяжения для академических институтов, учебных заведений различного уровня, для фирм, заинтересованных в разработке и внедрении новейших технологий и инновационных интеллектуальных продуктов.

– Однако решать столь сложные и крайне необходимые для страны задачи приходится в условиях жесткой экономической и интеллектуальной конкуренции в геополитическом пространстве. Что здесь является наиболее важным, и насколько конкурентоспособны отечественная научная и образовательная сферы?

– Для Дальнего Востока весьма актуальна проблема ухода от сырьевой ориентации экономики. Тем более что рядом находятся или высокоразвитые в технологическом отношении (США, Япония, Республика Корея) или развивающиеся высокими темпами страны (Китайская Народная Республика). У них – свои национальные интересы, зачастую не совпадающие с нашими. И если мы не перенесем акцент на разработку и самое широкое внедрение технологий глубокой переработки наших богатых сырьевых ресурсов, то экономика региона рискует остаться в унизительном положении сырьевого придатка соседей.

Кто сказал, что мы не можем продуцировать новые технические знания и эффективные технологии? Опыт нашего университета, да и многих других наших партнеров в региональном образовательном пространстве, полностью опровергает ошибочный и опасный тезис о том, что Россия способна развиваться только за счет импорта современных технологий. К примеру, инновационно-исследовательская структура одного лишь ТОГУ включает до 50 самостоятельных подразделений. Многое делается в этом направлении и в ряде других, прежде всего технических вузов региона.

О высоком уровне конкурентоспособности дальневосточных вузов свидетельствует само наличие широких международных связей, многоуровневого научно-образовательного сотрудничества. В числе наших общих партнеров – более 70 университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе США, Японии, Китая, Австралии, Новой Зеландии, а также Европейского континента. Иностранные граждане проходят подготовку в вузах Хабаровского края и ЕАО более чем по 40 направлениям. Привлекательности нашей системы образования способствует и то, что семь вузов региона по состоянию на 2009 год в системе менеджмента качества образования сертифицированы по международному стандарту ISO 9001:2008.

Все это – наглядное подтверждение наших успехов и прочный фундамент для дальнейшего развития.

Все это – наглядное подтверждение наших успехов и прочный фундамент для дальнейшего развития.

Беседовал Александр Пасмурцев,
Пресс-центр ТОГУ.

Дмитрий Медведев в ТОГУ
Президент РФ Дмитрий Медведев в Тихоокеанском государственном университете знакомится с опытом использования информационных технологий в учебном процессе. 21 мая 2009 года.

 
Анкета
абитуриента
Преимущества
поступления
в ТОГУ
Задать вопрос администрации университета
Лицензия на образовательную деятельность ТОГУ Свидетельство о государственной аккредитации ТОГУ - Сертификат NQA на систему менеджмента качества ТОГУ - Научная библиотека ТОГУ - Важная информация
для абитуриентов!!!
- Научный журнал Вестник ТОГУ - Научный журнал Информатика и системы управления - Мой университет - Технополис - Дайджест ТОГУ -