ТОГУ -высшее образование и трудоустройство:собеседование,эссе,резюме -образцы для устройства на работу;карты России,Москвы,Петербурга;Киева,Минска... Русский Китайский Японский Английский Корейский
Архивная версия официального сайта Тихоокеанского государственного университета – Хабаровск 2014
 
Наш адрес: 680035, Хабаровский край,
г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
   

Хабаровский автомобильно-дорожный институт 29 марта 1958 года приказом Министерства высшего образования СССР № 351 в Хабаровске был открыт Хабаровский автомобильно-дорожный институт. Его ректором был назначен М.П. Даниловский.

Первый набор студентов составил 150 человек. Прием осуществлялся по 4 специальностям: про-мышленное и гражданское строительство, автомобильные дороги, автомобильный транспорт, строительные и дорожные машины и оборудование.

Через пять лет, в 1963 году, состоялся первый выпуск инженеров.

Первый выпуск осуществлялся по 16 министерствам и ведомствам, из 171 человека 160 пополнили предприятия и строки края, всего Дальнего Востока, 11 сделали первый шаг в системе высшего образования.

Первые выпускники стали крупными руководителями предприятий промышленности, строительства, транспорта, руководителями различных структур государственного управления. Среди них Г.М. Бухтояров, был начальником отдела института "Союзгипроводхоз", В.Г. Сметанко – начальником производственного управления "Хабаровскавтодор", А.Ф. Чернов – управляющим трестом "Приморскстройтранс", Н.М. Никитин – директором Сахалинского филиала "Гипроводхоза", С.С. Клименко – главным инженером ДСУ-1 ПУ "Хабаровскавтодор", М.А. Шварев – начальником отдела института 'Типролестранс" и многие другие.

Некоторые связали свою судьбу с высшей школой. Это доценты Н.А. Рыбак, А.Н. Степаненко, Ю.М. Дойхен, И.Л. Скидан, Г.Б. Горелик, ставший первым кандидатом наук, А.М. Пуляевский, Н.А. Пашкова, В.М. Чеботарь, Ю. Башкин, профессор В.И. Коробко, ставший первым доктором наук, лауреатом Государственной премии, профессор В.Н. Антонец.

Возвращаясь к первым дням и месяцам учебной деятельности института, надо сказать, что главной заботой руководства было комплектование его кадрами преподавателей. Становление института сопровождалось крупными организационно-практическими мероприятиями по формированию активно и эффективно работающего коллектива преподавателей, ученых, ведущих специалистов. Первыми преподавателями были и навсегда останутся для выпускников ХГТУ М.П. Даниловский, Н.П. Парфенов, Л.М. Нишневич, Г.П. Собин, Л.И. Загуляева, Л.А. Яковлева, Т.М. Мартынова, Л.К. Мельникова, Г.Г. Золотницкая, А.С. Кудрин, К.Б. Куренщиков, А.3. Морозов. В первые годы коллектив значительно пополнялся учеными, преподавателями различных дисциплин. Среди тех, кто пришел в институт, были Б.А. Деревянкин, В.И. Сурнина, В.А. Медведев, В.В. Черкасов, Г.А. Карякин, Р.С. Трынт, М.И. Поздняков и многие, многие другие.

В 1959 году пришла работать в ХабАДИ Валентина Ивановна Сурнина. Под ее руководством была сформирована первая кафедра преподавателей общественных наук, взращен серьезный научно-педагогический коллектив, вносивший весомый вклад в создание фундамента гуманитарного образования, воспитание молодежи, организацию общественно-политической жизни.

Институт строился и рос в буквальном и переносном смысле очень быстро. В 1958 году по штатному расписанию в нем насчитывалось 14 человек профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного – 7, управленческого – 21. Через год количество штатных единиц возросло соответственно: 50, 16 и 51. Прием студентов в 1959 году был увеличен до 450 человек, в учебно-консультационном пункте института в г. Спасске обучалось 52 студента.

Жизнь растущего и крепнущего коллектива преподавателей, сотрудников и студентов была наполнена светлыми мечтами и суровой действительностью, грандиозными планами и повседневными заботами, неукротимой студенческой энергией и маленькими трагедиями экзаменационных сессий, но, самое главное, у них был общий дом – родной институт, и они строили его своими руками.

В 1959 году планировалось ввести в строй новые объекты: котельную, очистные сооружения, наружный водопровод, сети электроснабжения и теплофикации и ряд других, не менее важных. Несмотря на огромные усилия руководства, строительно-монтажные работы не выполнялись в полном объеме. Не хватало чугунных труб, цемента и многого другого. Простои и авралы не позволяли строительному тресту освоить в 1960 году капвложения, и тогда коллектив студентов принял решение: лето 1960 года посвятить строительству института. В счет своего отпуска работали и преподаватели. На стройке было отработано 15 тыс. человеко-дней с эффективной товарной выработкой.

Ценой значительных усилий, с глубоким пониманием совершаемого, коллектив участвовал вместе со строителями в возведении альма-матер. Все радовались каждому возводимому объекту, будь то учебный корпус или столовая, спортзал или спортплощадка. В 1960 году институт располагал библиотекой с книжным фондом в 35 тыс. экземпляров. Первым директором библиотеки была Елена Давыдовна Басс, собравшая вокруг себя коллектив, по крупицам создавший уникальный книжный фонд вуза.

Институт постепенно приобретал свои современные черты, что не могло не сказаться на качественном изменении его содержания: он становился многолюднее, моложе, принимая все больше выпускников школ края. К 1961 году вступил в строй центральный учебный корпус, шло строительство правого крыла главного здания. За 6 лет строительства было освоено 7749,3 тыс. руб., что составило 95,7 процентов к плану, готовность института как строящегося объекта была 60,7 процента. Не могли не сказаться на строительстве трудности функционирования механизма директивно-плановой экономики, межведомственная разобщенность, волокита, организационно-управленческие перестройки руководящих партийных, советских и хозяйственных органов. Но самое главное было сделано, институт жил полной, содержательной жизнью. Закладывались принципы руководства учебно-методической, научной работой института.

Значительный вклад внес в становление традиций плодотворной деятельности будущего центра образования и науки первый проректор по учебной и научной работе Н.П. Парфенов (1915–1981). После окончания аспирантуры в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта при кафедре теоретической механики и блестящей защиты диссертации он в 1951 году получил назначение в Хабаровск. За его плечами была трудовая деятельность с 15-летнего возраста, арест брата, служба в армии в годы войны, долгие годы учебы, впереди – создание нового учебного заведения на Дальнем Востоке. В ХабИИЖТе, где он работал в первое время, его и заметил М.П. Даниловский и пригласил работать в ХабАДИ зам. директора по учебной и научной работе. Это было в 1958 году. Н.П. Парфенов был назначен первым проректором по учебной и научной работе. Более 20 лет своей жизни отдал он развитию института. Преподаватели, студенты, сотрудники всегда с уважением относились к незаурядному руководителю и талантливому ученому и тепло вспоминали его после того, как в 1978 году Николай Прохорович вернулся в свой родной Ленинград.

Еще в 1959 году была развернута научно-исследовательская деятельность. У ее истоков стояли доценты Н.П. Парфенов, Л.М. Нишневич, М.Ф. Канунников, Н.А. Рогозин, Г.А. Карякин и др. Была разработана программа научных изысканий, она полностью была сориентирована на местные ресурсы с целью наибольшего эффекта их использования. В плане госбюджетных исследований разрабатывались первые темы: "Исследование процесса восстановления магнетитов Гаринского месторождения углеводородными газами Хабаровского нефтеперерабатывающего завода" и "Исследование возможных путей рационального использования губчатого железа в производстве стали". Хоздоговорные работы ученые института стали вести с 1960 года, ими было выполнено 5 тем. Основные направления изысканий касались проблем эксплуатации автомобильных дорог, рабочего процесса двигателей, методики буронабивных свай, изотермической закалки чугунов и ряда других. В 1961 году в ХабАДИ разрабатывались уже 21 госбюджетная и 5 хоздоговорных тем, в 1962 году научной работой занимались в области госбюджетных исследований 62 человека, в области хоздоговорных – 21.

С 1960 года ХабАДИ стал расширять поле учебной деятельности. В г. Благовещенске открылся вечерний факультет института, в следующем 1961 году получили дипломы инженеров заочники-переводники из других вузов, их насчитывалось 82 человека, в 1962 году – 90 человек. В то же время начала внедряться форма повышения квалификации специалистов строительных специальностей. Через вечернюю форму обучения в течение 8 месяцев 60 специалистов приобрели новые знания.

Успешно осуществлялся прием студентов по всем формам обучения. В течение первых лет он шел по 4 специальностям, с 1960 года – по 5, с 1962 года – по 10, и было принято 1550 студентов. К 1962 году в ХабАДИ насчитывалось 5 факультетов: строительный (1958), механический и автомобильный (I960), дорожный и лесоинженерный (1962). Назрела потребность привести в соответствие с реальностью формальное название ХабАДИ, он вырос из своих первых факультетов в политехнический институт.

 |  Ответственный за содержание страницы:
 
Анкета
абитуриента
Преимущества
поступления
в ТОГУ
Задать вопрос администрации университета
Лицензия на образовательную деятельность ТОГУ Свидетельство о государственной аккредитации ТОГУ - Сертификат NQA на систему менеджмента качества ТОГУ - Научная библиотека ТОГУ - Важная информация
для абитуриентов!!!
- Научный журнал Вестник ТОГУ - Научный журнал Информатика и системы управления - Мой университет - Технополис - Дайджест ТОГУ -

Яндекс.Метрика